Проект организации детско-родительского Клуба

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 24 «Малыш»

города Новочебоксарска Чувашской Республики

 

 

 

 

 

 

 

ПРОЕКТ

 

Организации детско-родительского Клуба в дошкольном учреждении

 

 

 

 

 

 

Выполнила Фомина Наталья Сергеевна

Старший воспитатель

 

 

 

 

 

 

Содержание:

Введение

I Часть            Анализ ситуации

1.1           Анализ внешней среды

1.2           Анализ внутренней среды

1.3           Проблема

II Часть         Концептуализация

III Часть        Целеполагание

3.1 Цель проекта

3.2 Ожидаемый результат

 

IV Часть        Реализация проекта

4.1 Этапы проекта

4.2 Задачи проекта

4.3 Методы, способы, направления

4.4 Мероприятия

 

V Часть          Монитрониг

 

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

С введением Федерального государственного образовательного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями. Одни из основных принципов дошкольного образования:

– сотрудничество Организации с семьей;

– приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.          

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Положительный результат, может быть, достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства (ЕОП), подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают: взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семей. (ФГОС п.3.2.5)           

Важнейшим признаком единого образовательного пространства и одновременно условием его создания служат определение и принятие участниками педагогического процесса общих целей и задач воспитания дошкольников, которые формируются в единой программе воспитания, обучения и развития детей. Аспект взаимодействия и сотрудничества семьи и ДОУ – острая проблема дошкольной педагогики. Семья остается самым сильным фактором влияния на человека в любом возрасте. Влияние семьи на ребенка сильнее влияния других социальных институтов. Но родители не всегда хотят брать на себя первостепенную ответственность за воспитание ребенка. Кроме этого, существует проблема нехватки информации для родителей о новом содержании и новых технологиях воспитания и обучения, нарастающего спроса родителей на системные психолого-педагогические знания. Традиционные формы взаимодействия семьи и ДОУ не дают ожидаемого результата, постепенно изживают себя.

Цель творческого проекта по организации детско-родительского Клуба - разработать педагогическую систему, позволяющую непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность для обеспечения условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста.

I Часть            Анализ ситуации

1.1    Анализ внешней среды

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 24 «Малыш» расположен в городе Новочебокарске Чувашской Республики.

Детский сад находится внутри жилого массива, который является старым микрорайоном города.

Территория детского сада расположена в окружении кирпичных и панельных и 5-тиэтажных домов, в которых проживает много молодых семей, вследствие доступности жилья. Развитая сеть транспортных коммуникаций делает детский сад привлекательным для населения из других микрорайонов города.

Место расположения детского сада позволяет сотрудничать с близлежащими учреждениями образования, культуры и дополнительного образования

Внешняя среда – это окружающий социум, в котором образовательное учреждение осуществляет свою жизнедеятельность. Другими словами, это совокупность социальных факторов, действие которых лежит в основе создания, функционирования и развития образовательного учреждения как открытой социально-ориентированной и социально-ответственной системы, от влияния внешней среды зависят направление деятельности образовательного учреждения.

Анализ литературы показал, что ученые (И.В. Галковская, Т.В. Светенко, Е.Н. Яковлева и др.) в структуру понятия «Внешняя среда» включают:

Ø дальнее окружение, состоящее из социального, культурного, экономического состояния общества; экологии и др.

Ø ближнее окружение, включающее рынки образовательных услуг, трудовых ресурсов, социальных партнеров и др.

 

 

Анализ представленной схемы внешней среды образовательного учреждения позволяет сделать вывод о том, что руководство ОУ повлиять на изменения и воздействия внешней среды может далеко не всегда. Но возможность анализировать и прогнозировать требуемые изменения позволяет определить, какие риски для ОУ могут возникнуть в связи с изменениями внешней среды.

 

 

 

 

 

 

Положительные факторы, влияющие на ДОУ

Отрицательные факторы, влияющие на ДОУ

ПОЛИТИКА

 

Стабильный район

Поддержка ОУ со стороны администрации города Новочебоксарск

 

 

 

ЭКОНОМИКА

Возможность оказания платных образовательных услуг

Постоянный рост тарифов

СОЦИУМ

 

Шаговая доступность ОУ для воспитанников

Многонациональный состав контингента

Неполные семьи

Семьи «группы риска»

 

По результатам анализа была продолжена работа по исследованию путей нейтрализации выявленных отрицательных факторов. Стала очевидной необходимость идеи, позволяющей объединить вокруг инновационной идеи использования социокультурных условий   необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста.

 

 

 

1.2    Анализ внутренней среды

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». Получив реальную картину, на основе собранных данных, я анализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

Я разработала для себя критерий, который назвала «включенностью» родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, вернисажах; выпуск журналов и книг; посещение «Дня открытых дверей»; помощь родителей в оснащении педагогического процесса.

Позднее я выделила для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.

Такой анализ позволил выделить три группы родителей.

Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.

Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.

Родители – критические наблюдатели. Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».

 Выявилась потребность дифференцированного подхода к родителям.

Положительные факторы, влияющие на ДОУ

Отрицательные факторы, влияющие на ДОУ

Предупреждающие компенсирующие факторы

Наличие инициативного педагогического коллектива – все педагоги прошли курсы повышения квалификации в связи с внедрением ФГОС ДО

Не все участники образовательного процесса имеют высокую мотивацию на достижение нового качественного уровня образовательного процесса

 Повышение педагогической компетентности

Имеется позитивный опыт работы творческих групп по вопросу вовлечения родителей воспитанников в образовательный процесс

Единичный опыт работы по данной теме

Проведение семинаров- практикумов по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса, использование инновационных методов и форм взаимодействия педагогов с родителями воспитанников

Участие детей в конкурсах

Недостаточная мотивация родителей на участие в общественной жизни ОУ

Введение нетрадиционных форм вовлечения родителей в образовательный процесс ОУ

Большой количественный показатель вовлечения родителей в досуговую жизнь ОУ

Низкий качественный показатель:инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.

Дифференцированный подход

1.4           Проблема

Анализ  внутренней и внешней среды позволил выделить положительные и отрицательные факторы влияния внешней и внутренней среды. В ходе исследования была выдвинута проблема:

Как разработать педагогическую систему, позволяющую непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность для обеспечения условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста.

II Часть         Концептуализация

Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием - его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Достичь высокого качества образования воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство возможно только при условии разработки новой системы взаимодействий ДОУ и семьи.

Модель социального партнерства ДОУ и семей воспитанников понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.

В современных исследованиях под партнерством понимают взаимовыгодное конструктивное взаимодействие, характеризующееся «доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием ответственности сторон за результат».

Эффективность работы детского сада зависит во многом от конструктивного взаимодействия и взаимопонимания между педагогическим коллективом дошкольного учреждения и родителями.

Данный проект нацелен на изменение самой философии взаимодействия детского сада и семьи: с одной стороны, ДОУ становится учреждением комплексной поддержки и содействия развития родительской компетентности, с другой стороны, сотрудничество между родителями и дошкольным учреждением рассматривается как обязательное условие обеспечения полноценного развития ребенка. В процессе реализации проекта происходит переход от понятия «работа с родителями» к понятию «взаимодействие»; идет поиск совместного языка контакта и взаимопонимания, признание сильных и слабых сторон друг друга.Совместная инновационная работа по дошкольному воспитанию детей позволит создать единое образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения и семьи, а также  обеспечить высокое качество дошкольного образования.

III Часть        Целеполагание

3.1 Цель проекта

Разработать педагогическую систему, позволяющую непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность для обеспечения условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста

3.2 Ожидаемый результат

Разработанная педагогическая система, позволяющая непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность для обеспечения условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста

 

 

 

IV Часть        Реализация проекта

 

4.1 Этапы проекта

 

1 этап – подготовительный;

Цель - определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса.

2 этап – основной;

Цель - реализация программы сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса.

3 этап – заключительный

Монитроинг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


4.2 Задачи проекта

 -создать условия для развития детей в совместной деятельности с родителями и педагогами  дошкольного образовательного учреждения;

- установить отношения сотрудничества между субъектами образовательного процесса: детьми, родителями, педагогами ДОУ;

- приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия;

- повысить уровень профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам взаимодействия с семьей;

- содействовать развитию представлений о социокультурных ценностях нашего народа, традициях и праздниках, об особенностях природы Родного края.

- повысить уровень воспитательных умений и педагогической культуры родителей;

- пропагандировать интересный опыт семейного воспитания, лучших семейных традиций, здоровый образ жизни;

- организовать мероприятия по вовлечению родителей в деятельность ДОУ, как полноправных участников образовательного процесса;

- пополнить ресурсную базу ДОУ.

 

4.3 Методы, способы, направления, взаимодействие с семьями воспитанников

Создание и внедрение в образовательный процесс такой формы работы как детско-родительский Клуб с семьями воспитанников,  позволит установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей в рамках социального партнерства.

В работу Клуба вошли следующие активные формы и методы работы с родителями:

- посещение семей воспитанников на дому;

- консультации;

- занятия с участием родителей;

- выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;

- совместные экскурсии;

- Дни общения;

- Дни добрых дел;

- Дни открытых дверей;

- участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;

- оформление фотомонтажей;

- совместное создание предметно – развивающей среды;

- утренние приветствия;

- беседы с детьми и родителями;

- тренинги;

- семинар – практикум;

- родительские гостиные;

- телефон Доверия;

- почта Доверия;

- семейный вернисаж.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.4 Мероприятия

Узкие специалисты ДОУ

-Проведение мероприятий по взаимодействию с родителями

Завхоз, младшие воспитатели

Сотрудничество, участие в мероприятиях

Участники образовательного процесса

Старший воспитатель

Разработка ПРОЕКТА

Заведующий МБДОУ

Координация действий участников проекта

Родители воспитанников

Активные участники образовательного процесса

Воспитатели групп

Сотрудничество, участие в мероприятиях

 

 

 

 

 

 

принцип преемственности согласованных действий

принцип открытости работы ДОУ для семьи

принцип гуманного подхода

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Со всеми участниками

принцип индивидуального подхода

Образовательного процесса

 

 

принцип эффективности форм взаимодействия

принцип обратной связи

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Понимая значимость взаимодействия с родителями, нами было разработано и утверждено положение о работе детско-родительского клуба в ДОУ, а также выработано перспективное планирование работы клуба.

Образовательная область

Мероприятия

Социально-коммуникативное развитие

Встречи за круглым столом «Давайте познакомимся!»

День открытых дверей

Мастер-класс «Секреты национальной кухни. Блины»

Семейный праздник Çăварни (масленица)

Познавательное развитие

Непосредственно образовательная деятельность. Цикл занятий «Вместе с мамой»

Семинары практикумы: «Народная культура и традиции», «Организация декоративно-орнаментальной деятельности детей 3-4 лет в условиях домашнего воспитания»

Консультации для родителей «Воспитание у детей эмоционально-личностной отзывчивости к природе родного края»

                  

Речевое развитие

Родительская гостиная «Как весна зиму провожала» Чтение и инсценирование сказки, пословиц, поговорок о весне.

Конкурс стихов «Папа, мама, я –литературная семья»

Художественно-эстетическое развитие

Развлечение «Золотая книга чувашского народа»

Краткосрочный проект «Родные просторы» (интеграция  «Познавательное развитие»)

Организация ярмарки «Золотые руки наших бабушек и дедушек»

Совместные вернисажи  творчества детей и их родителей «Удивительный мир народных игрушек»

Акции «Поможем пернатым друзьям», «Украсим детский сад цветами», «Защитим природу», «Добрый сугроб», «Аллея выпускников», «Вместо елки праздничный букет»

семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Я здоровье сберегу, Сам себе я помогу», «Улицы, по которым я хожу»;

- фотовыставки «Моя мама - лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения», «Папа, мама, я - дружная семья (интеграция социально-коммуникативное развитие)

Физическое развитие

Спортивное развлечение на основе чувашских народных игр ««Акатуй»

 

 

 

Первое знакомство с родителями начинается еще до прихода ребенка в детский сад. Мы встречаемся за круглым столом, знакомим родителей с дошкольным учреждением, проводим экскурсию, рассказываем о предстоящих планах и способах их реализации, приглашаем к сотрудничеству. Наладить доброжелательные отношения и создать позитивный настрой родителей помогает передача положительного образа ребенка. Важно найти такую информацию о ребенке, которую родители не могут увидеть в семье (общение со сверстниками, педагогами), но которая может быть им полезна для понимания своего ребенка.

·        В Клубе дети и родители отдыхают, двигаются, играют, танцуют...

Участники клуба организуют праздники, тематические встречи с родителями, поддерживая традиции малой Родины.

Из поколения в поколение человечество передает своим потомкам ценный отфильтрованный веками опыт бытия. В настоящее время мы уделяем особое внимание формированию у детей начал национального самосознания, уважительного и доброжелательного отношения к людям всех национальностей.

·       Цикл совместных занятий, проведенный участниками клуба «Илемпи», по ознакомлению с чувашским искусством познакомил детей с легендами чувашей, элементами оригинальной вышивки, одеждой, и старинным бытом.

На занятиях дети одевались в национальные костюмы, пели песни на чувашском языке, делали подарки для друзей и родителей в национальном стиле.

·     На празднике «Золотая книга чувашского народа», ребята познакомились, с выдающимися просветителем чувашского народа педагогом, писателем, создателем первого чувашского букваря И.Я. Яковлевым.

·     Ярким, необычным очень близким к национальной музыкальной культуре стало представление, которое показали дети старшей группы. Весь праздник разыграли по старинной чувашской легенде, где Земля и Небо играют свадьбу. Дети и взрослые исполняли ритуальные сцены, народные традиционные песни и танцы.

Мероприятия, прошедшие в детском саду вошли в жизнь детей яркими событием оставляя в памяти детей незабываемые впечатления

·     В летний период участниками Клуба «Илемпи» разработан краткосрочный проект «Родные просторы», с целью обогащения представлений детей об особенностях природы родного края, становления эстетического отношения к искусству чувашского орнамента.

При участии всех участников Клуба были разбит огород; цветники, используя за основу чувашский орнамент, и всевозможные декорации.

·              День открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, педагогической работой, заинтересовать ею и привлечь к участию.

·              Семинары-практикумы. Данная форма работы направлена на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями дошкольников, а также формирования практических навыков воспитании детей. Мы провели семинары-практикумы по темам: «Народная культура и традиции», «Организация декоративно-орнаментальной деятельности детей 3-4 лет в условиях домашнего воспитания»

·        Организация ярмарки «Золотые руки наших бабушек и дедушек»

·        Консультации для родителей «Воспитание у детей эмоционально-личностной отзывчивости к природе родного края»

·        Совместные вернисажи творчества детей и их родителей «Удивительный мир народных игрушек»

·       Акции. Ежегодно в ДОУ проводятся природоохранные акции «Поможем пернатым друзьям», «Украсим детский сад цветами», «Защитим природу», «Добрый сугроб», «Аллея выпускников», «Вместо елки праздничный букет»

Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

Чтобы эти мероприятия стали обучающими для детей и родителей, мы разработали определенный алгоритм подготовки к семейным праздникам:

- выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов;

- консультации для родителей;

- составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей;

- распределение ролей взрослых;

- изготовление пригласительных билетов;

- подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен);

- составление памятки – помощницы для родителей и для детей;

- индивидуальные встречи и консультации;

- изготовление атрибутов, пособий.

·        Наглядно–информационное направление включает в себя:

- родительские уголки;

- семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Я здоровье сберегу, Сам себе я помогу», «Улицы, по которым я хожу»;

- фотовыставки «Моя мама - лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения», «Папа, мама, я - дружная семья»;

- картотека Добрых дел.

Форма работы через родительские уголки является традиционной, в нём мы помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.

Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

Участвуя в этих мероприятиях, родители приобретают опыт, с интересом относятся к жизни ребенка в детском саду, проводят с ним больше времени, лучше узнают его и поэтому устанавливаются доверительные отношения.

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства, - одна из главных задач участников клуба «Илемпи».

 

V Часть          Монитрониг

 

Для определения эффективности взаимодействия с родителями, использовались анкеты, бланки обратной связи, опросы, оценочные листы, книгу отзывов и другие методы, применяемые сразу после проведенного мероприятия. Важным является самоанализ педагогов, диагностическое исследование детей, наблюдения и собеседования с детьми и родителями. На последнем этапе работы мы изучалась и анализировалась результативность проделанной работы:

·        Родители стали проявлять повышенный интерес к проблемам воспитания детей. Поступили запросы на проведение лектория по теме «Чувашская народная культура», цикла консультаций «Организация пространственной среды» и др.

·        Сформировалось единое сообщество - родители - дети - педагоги, основанное на гармоничных партнерских отношениях. В ДОУ работает совет родителей и педагогов, который регулирует и организует основные направления деятельности детско-родительского клуба.

·        Улучшился микроклимат самой семьи за счет повышения самооценки родителей как воспитателей своего ребенка и достижения большей психологической гармонии отношений между всеми членами семьи;

·        Улучшился досуг семьи. Родители и дети являются активными участниками всех мероприятий, проводимых в ДОУ и городе.

·        отсутствует формализм в организации работы с семьей;

·        учтен социальный запрос (интересы, потребности) родителей в планировании работы учреждения;

·        подход индивидуальности (проводим социологический анализ контингента семей воспитанников (получение данных о составе семьи, образовании родителей и т.д.) и учитываем его особенности в планировании работы;

·        использованы разнообразные формы работы с семьей (индивидуальные, коллективные, наглядно-информационные), новые нетрадиционные формы взаимодействия с семьей;

·        организована методическая работа по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОУ в области взаимодействия с семьей (использование разнообразных форм и методов методической работы с педагогическими кадрами);

·        установлен диалог при организации взаимодействия с родителями;

·        продолжается работа по выявлению, обобщению, распространению передового педагогического опыта взаимодействия с семьей, передового опыт семейного воспитания;

·        «открытость» ДОУ для родителей;

·        Систематическая работа привела к увеличению числа родителей, которые стремятся активно участвовать в жизни своего ребенка.

 

Кроме того, создание детско-родительского Клуба отвечает основным принципам дошкольного образования:

– сотрудничество Организации с семьей;

– приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.          

 

 

Оценив состояние работы с родителями можно сделать вывод, что организация взаимодействия ДОУ в рамках детско-родительского Клуба, позволила создать педагогическую систему, позволяющую непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность для обеспечения условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

1.Антонова Т. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка / Т. Антонова, Е. Волкова, Н. Мишина // Дошкольное воспитание, 2005. - №6. - С. 66-70.

2.Арнаутова Е.П. Методы обогащения воспитательного опыта родителей / Е.П. Арнаутова // Дошкольное воспитание, 2004. - №9. - С. 52-58.

3.Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей / Е.П. Арнаутова // Управление ДОУ. - 2002. - №4. - 66 с.

4.Белая К.Ю. Инновационная деятельность ДОУ: методическое пособие / К.Ю. Белая. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 64 с.

5.Белоногова Г. Педагогические знания - родителям / Г. Белоногова, Л. Хитрова // Дошкольное воспитание, 2003. - №1. - С. 82-92.

6.Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики / Д.А. Белухин. - М.: Изд-во ин-та практич. психологии, 1996. - 320 с.

7.Бутырина Н.М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей: учеб.-метод. пособие / Н.М. Бутырина, С.Ю. Боруха, Т.Ю. Гущина и др. - Белгород: Белгор. гос. ун-т, 2004. - 177 с.

8.Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.

9.Л.Г. Васильева. Программа этнохудожественного развития детей 2-4 лет «Узоры чувашской земли»/ Чебоксары, 2015

10.Л. Г. Васильева «Программа художественно - творческого развития ребенка – дошкольника средствами чувашского декоративно-прикладного искусства». Чебоксары, 1994 г.

11.Григорьева Н. Как мы работаем с родителями / Н. Григорьева, Л. Козлова // Дошкольное воспитание, 2006. - №9. - С. 23-31.

12.Гуманно-личностное пространство сопровождения семьи в реалиях XXI века: материалы I региональных педагогических чтений 13-14.11.2008 / Под общей ред. Е.С. Евдокимовой. - Волгоград. Волгоградское научное издательство, 2009. - 254 с.

13.Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду / О.И. Давыдова, Л.Г. Богославец, А.А. Майер. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 144 с.

.Данилина Т.А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей / Т.А. Данилина // Дошкольное воспитание, 2005. - №1. - С. 41-49.

14.Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова. - М.: Просвещение, 2002. - 120 с.

15.Доронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития: Методическое руководство / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина и др. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. - С. 25-26.

16.Доронова Т.Н. Основные направления работы ДОУ по повышению психолого-педагогической культуры родителей / Т.Н. Доронова // Дошкольное воспитание. - 2004. - №1. - С. 63.

17.Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника / Е.С. Евдокимова. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 96 с.

18.Зверева О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста: учеб.пособие / А.Н. Ганичева, Т.В. Кротова. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 249 с.

19.Зверева О.Л. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи / О.Л. Зверева // Воспитатель ДОУ. - 2009. - №4. - С. 74-83.

20.Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: пособие / Н.В. Кирюхина. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 107 с.

21.Козлова А.В. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг / А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина. - М.: ТЦ «Сфера», 2004. - 112 с.

22.Макарычева Н.В. Проблемы раннего детства: диагностика, педагогическая поддержка, профилактика: В помощь занимающимся воспитанием детей 2-3 лет / Н.В. Макарычева. - М.: АРКТИ, 2005. - 64 с.

23Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И.М. Марковская. - СПб: Речь, 2005. - 150 с.

24.Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (вступает в силу с 1 сентября 2013 года) // Собрание законодательства РФ от 31.12.2012, №53 (ч. 1), ст. 7598.

25.От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.

26.Петрущенко Н.А. Детский сад и семья - взаимодействие и сотрудничество / Н.А. Петрущенко, Н.Е. Зенченко // Воспитатель ДОУ. - 2009. - №9. - С. 35.

.Программа психолого-педагогической коррекции детско-родительских отношений / Сост. Н.Р. Айвазова, Е.В. Фасыкова. - Волжск: МарГУ, 2005. - 27

27.Работа дошкольного образовательного учреждения с семьей / Авт.-сост. И.А. Дядюнова. - М.: АПК и ПРО, 2004. - 32 с.

28.Седова Л.Н. Теория и методика воспитания / Л.Н. Седова, Н.П. Толстолуцких. - М.: Высшее образование, 2006. - 206 с.

29.Семья и личность / Под ред. профессора Е.И. Сермяжко. - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2003. - 101 с.